Рыболовы обычно мало задумываются над тем, как действует прикормка, и отправляют ее на дно целыми пакетами. Не получив ожидаемого результата, человек удивляется и сетует, что, дескать, рыбы совсем не стало.
Чтобы хорошо ловить, надо представлять себе, от чего зависит эффективность прикормки и какие возможности она дает.
Эффект от прикормки зависит от многих факторов. В частности, от того, какой применяется способ ловли. Если ловить на мормышку с насадкой, то максимальных результатов можно добиться только с прикормкой. А вот если ловишь на безмотылку, то, как правило, лучше обойтись без прикормки, во всяком случае, если речь идет о маленьких водоемах. Отведав прикормочного мотыля, рыба часто уже не обращает внимания на безмотылку. При этом на больших водоемах бывает и по-другому. Например, на водохранилищах вполне реально ловить подлещика на чертика с предварительным закормом лунок мотылем. Но это все же более редкий вариант; обычно, если кормят мотылем, то на него и ловят.
Прикормка привлекает рыбу своим видом, запахом, а живые компоненты – это, в первую очередь, мотыль – воздействуют и производимыми ими звуками.
То, что рыба видит падающую в толще воды прикормку и подходит к лунке, знают многие рыболовы. Понятно, что зрительное воздействие прикормки зависит прежде всего от условий видимости:от прозрачности воды и уровня освещенности. К примеру, на Сенеже, где, как уверяют дайверы, видимость составляет около шести метров, и на каком-нибудь прудике, где после оттепели прозрачность будет не больше метра-полутора, эффект от падающей прикормки будет очень разным. На освещенность подо льдом влияют главным образом толщина льда и толщина и плотность слоя снега на нем. Это тоже стоит учитывать.
Запах прикормки очень сильно сказывается на уловах летом, но по холодной воде его роль снижается. Чем ниже температура воды, тем хуже распространяется запах. Поэтому зимой от различных жмыхов и тем более от ароматизаторов на масляной основе приходится отказываться.
Между тем рыболовы часто очень серьезно относятся именно к аромату прикормки. Отчасти это оправданно, но здесь дело не в реакции на прикормку рыбы, а в психологии:если запах нравится самому рыболову, он больше верит в прикормку, и это непременно сказывается на улове.
Живые компоненты прикормки – в большинстве случаев это, как говорилось, мотыль – воздействуют и на органы слуха и боковой линии рыбы. Это хорошо заметно при закармливании прямо в лунку мороженым мотылем, который не шевелится, и живым. В первом случае подходят только те рыбы, которые видят тонущего мотыля. Если же закармливать живым мотылем, эффект будет значительно более сильным:его шевеления в воде привлекут больше рыб и с большего расстояния.
Особенно хорошо привлекает рыбу шевелящийся мотыль, когда он достигает дна. Как уверяют специалисты, рыба чувствует шевеление живого мотыля в грунте с расстояния около 10 метров. В это, может быть, трудно поверить, но не надо забывать, что плотность воды почти в тысячу раз больше, чем плотность воздуха, и звук распространяется в воде гораздо быстрее и на большее расстояние.
Одним словом, очень желательно, чтобы в прикормочной смеси был живой мотыль. Надо только иметь в виду, что смешанный с прикормкой мотыль становится вялым, так как прикормка его обезвоживает. По этой причине замешивать живого мотыля в прикормку надо непосредственно перед опусканием кормушки в лунку. Можно, конечно, пойти и по другому пути:вообще не смешивать мотыля и прикормку, а подавать их раздельно. Я обычно опускаю на дно кормушку мотыля, а сверху прикрываю его слоем прикормки. Благодаря этому увеличивается время работы лунки, так как рыба, стараясь добраться до мотыля, которого она чувствует, вначале поедает прикормку.
Как правило, на больших водоемах рыба, во всяком случае плотва, хорошо отзывается на готовую прикормку даже без добавления мотыля. При этом на небольших прудах такая прикормка иногда не только не привлекает рыбу, но даже отпугивает. Примечательно, что на пруду, где зимой сухая прикормка отпугивает рыбу, летом та же смесь отлично работает и рыба ее с удовольствием поедает. В чем тут дело, не очень понятно. Предположить, что у рыбы настолько кардинально меняются вкусовые пристрастия, трудно. Скорее, дело в чем-то другом. Этот вопрос лучше оставить специалистам-ихтиологам, а здесь отмечу только, что я давно заметил зависимость отношения рыбы к сухим смесям от проточности:там, где она выше, рыба положительно реагирует на сухие смеси, где ниже, там работает только мотыль.
Вне зависимости от того, какая прикормка используется, чистая панировка или мотыль, рыбу приходится искать, для чего сверлить по десятку и более лунок и закармливать их небольшими порциями корма. Конечно, можно в каждую опустить по большой кормушке, и рыба, наверно, скажет спасибо, но особого эффекта это не даст. Поклевки обычно начинаются в одной или в нескольких лунках. Их и надо попытаться раскормить.
К раскармливанию лунки и вообще к докорму рыболовы подходят по-разному. Одни предпочитают сразу засыпать в лунку много корма и больше не докармливать, другие начинают это делать только тогда, когда поклевки в лунке прекращаются. И в том и в другом случае рыболовы сами невольно снижают эффективность ловли.
За исключением короткого периода последнего льда, когда рыба максимально активна, в любое другое время есть риск ее перекормить. Обильный закорм может рыбу насытить. Она уже не будет реагировать на приманку и либо отойдет в сторону, либо поднимется выше и будет стоять над прикормкой. В любом случае вызвать ее на поклевку будет сложно.
Если же пытаться докармливать после того, как прекратились поклевки, то эффекта может не быть по другой причине. Во-первых, рыба может просто «закончиться»:рыболов уже выловил всех рыб, стоявших около лунки, и докармливать уже просто некого. А может быть и так, что, собрав всю прикормку, рыба просто ушла – в этом случае докорм опять же бесполезен.
Для того чтобы лунка работала долго, нужно начинать докорм еще во время клева. Если ловля идет на глубине до 5–6 метров при отсутствии течения, то можно просто подбрасывать в лунку по 5–10 мотылей, причем делать это регулярно. Это хорошо удерживает рыбу под лункой без риска ее насытить. К тому же ажиотаж, который возникает вокруг тонущих личинок, привлекает и ту рыбу, что была дальше от лунки.
Можно докармливать или после каждой выловленной рыбы, как, скажем, делают, когда ловят подлещика, или подбрасывать по несколько мотылей постоянно, как с плотвой.
На многих водохранилищах есть русловое течение, в этом случае докармливать приходится маленькой кормушкой, открывая ее метрах в двух выше дна.
И еще один момент, в определенной степени связанный с прикормкой. Обычно рыболовы болезненно реагируют, когда начинает попадаться ерш. Многие в этом случае уходят с лунки, и часто напрасно. С одной стороны, логика в этом есть: ерш подходит тогда, когда корм на дне имеется, а другой рыбы поблизости нет. Но лично у меня к ершам отношение вполне позитивное. Когда начинают постоянно клевать мелкие ерши, я обычно продолжаю подбрасывать мотыля: копошащиеся на дне рыбешки наверняка заинтересуют кого-то покрупнее. Сплошь и рядом бывает, что в какой-то момент поклевки ерша прекращаются и наступает короткий период тишины, означающий, что подошла нормальная рыба.
Надо только иметь в виду, что ерш очень прожорлив, поэтому приходится ему скармливать по целой горсти мотыля. Но часто дело того стоит. Мой приятель на соревнованиях в подобной ситуации высыпал в лунку полкило мотыля, поставил флажок, чтобы никто ее не занимал, и ушел. Когда через два часа он вернулся, то сразу взял леща более килограмма. У меня был похожий случай, когда, раскармливая мотылем точку, где клевал ерш, я зацепил матерого леща, которого не смог протащить через лунку диаметром 135 мм. Даже багор не помог.
Нет комментариев
Отставить комментарий